ГлавнаяХочу знатьЧасто задаваемые вопросы и ответы на них

Часто задаваемые вопросы и ответы на них
В период подготовки к выборам у многих избирателей возникают вопросы, касающиеся избирательного
права и избирательного процесса. В этой рубрике нам хотелось бы привести примеры наиболее часто
повторяющихся вопросов и дать краткий комментарий на каждый из них.

Про нормы, регулирующие порядок организации и проведения выборов

В какие сроки назначаются выборы?

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В каких случаях я имею право пригласить на дом члена избирательной комиссии с переносным ящиком для голосования?

В случае если у вас имеется веская причина, по которой вы не сможете в день выборов придти на участок. К таковым по общей практике относится, в первую очередь, болезнь. Обращаться в участковую избирательную комиссию можно начиная за 10 дней до дня голосования и не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования. Комиссия на своем заседании должна рассмотреть ваше заявление и вправе решить, является ли озвученная вами причина неявки на участок уважительной или нет.

Возможно ли исключение гражданина из списка избирателей по собственному желанию?

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

Согласно пункту 1 статьи 17 указанного Федерального закона списки избирателей, участников референдума составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Исключение гражданина из списка избирателей по желанию самого избирателя законодательством не предусматривается.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или не участию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии два паспорта и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т.д.). Каковы действия члена участковой избирательной комиссии?

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень). Каждый член участковой избирательной комиссии должен знать, что в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях выдача членом участковой избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц влечет наложение административного штрафа и на члена комиссии и на получившего избирательный бюллетень для голосования в размере тридцати тысяч рублей (статья 5.22 КоАП в редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ).

Избирательный участок закрывается в 20 часов. Я пришел ровно в восемь вечера. Мне дадут проголосовать при условии, что за бюллетень я распишусь в книге уже в начале девятого вечера?

Дадут. Согласно части 2 статьи 73 закона «О выборах президента Российской Федерации» по истечении времени голосования «председатель УИК объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования».

Имеют ли право быть избранными в органы власти РФ граждане, имеющие вид на жительство либо гражданство иностранного государства?

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие вид на жительство, гражданство либо иностранного государства или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как можно стать членом избирательной комиссии с правом решающего голоса ?

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Формирование участковой избирательной комиссии также осуществляется на основе предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы.

Кандидат в состав избирательной комиссии должен представить в территориальную избирательную комиссию:

  • заявление, установленного образца;
  • решение руководящего органа политической партии или общественного объединения, или протокол собрания избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы с предложением о включении данного кандидата в состав участковой избирательной комиссии;
  • фотографию 3х4.

Кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии заносятся в резерв составов участковых избирательных комиссий, который формирует Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации и проводит их обучение практике работы в составе участковых избирательных комиссий.

В последствии из резерва составов участковых избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии своим решением формируют участковые избирательные комиссии.

Как организуется голосование избирателей, подозреваемых в совершении преступления, находящихся в СИЗО?

Согласно Конституции РФ подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, а также лица, отбывающие административный арест, не лишены активного избирательного права. Участковая избирательная комиссия, находящаяся в границах избирательного участка СИЗО, обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателей, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. На практике это означает, что гражданину, находящемуся в изоляторе, следует заблаговременно известить участковую избирательную комиссию о месте своего пребывания, чтобы он в день выборов смог проголосовать вне помещения для голосования.

Каков порядок включения в списки избирателей граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации?

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти является неотъемлемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации.

Отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не влечет утрату им избирательных прав.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится в пределах избирательного округа.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривают возможность включения граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в списки избирателей на федеральных выборах на избирательном участке, образованном в месте их пребывания территориальной избирательной комиссией или месте, определенном избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, для проведения голосования указанных избирателей. Решением участковой комиссии они могут быть включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

Таким образом, определение мест голосования данной категории избирателей, находящихся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, относится к компетенции избирательной комиссии этого субъекта Российской Федерации и нижестоящих территориальных избирательных комиссий.

Информация об избирательных участках с указанием их номеров и границ либо перечня населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должна быть опубликована (обнародована) главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Вопросы включения в списки избирателей граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на выборах в органы местного самоуправления регулируются соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Каков порядок включения в списки избирателей по месту временного пребывания?

В соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего фактического нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлению паспорта (в период замены паспорта — временного удостоверения личности).

Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком.

Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями.

Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума.

Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения.

В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения.

Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы».

Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и досрочное голосование не проводятся.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование.